история моего города
XIII век- время господства Золотой Орды на Причерноморских территориях. Морские карты того времени кличут Одессу Джинестрой. В конце XIV - начале XV века земли переходят к Великому княжеству Литовскому и теперь Одессу называют Качибей, а иногда Коцюбеев, Качукленов, Гаджибей...
Начиная с 1475 года, Одесса входила в состав Османской империи, турецкие завоеватели называют её Ходжибей или Аджебей. Крепость Ени-Дунья, основанная в 1764 году, падает во время второй русско-турецкой войны под натиском победоносной армии генерала-майора Иосифа де Рибаса.Местность запала в душу де Рибасу и его сподвижникам, и они решают, что здесь обязан стоять главный портовый город на Черном море. Скрупулезно и тщательно Иосиф де Рибас вместе с Францем де Воланом создают проект города, который вскоре будут называть Южной Пальмирой. 27 мая 1794 года Екатерина II подписала рескрипт об основание на месте Хаджибея нового портового города: «Уважая выгодное положение Гаджибея при Черном море и сопряженные с оным многая пользы, повелеваем мы нужным устроить тамо военную гавань купно с пристанью для купеческих судов... Повелеваем открыть свободный вход в Хаджибеевскую гавань купеческим судам как наших подданных, так и чужестранных держав...». С благословления Таврического Гавриила и Митрополита Екатеринославского 22 августа (22сентября) были забиты первые сваи в основании города Одессы.
Первый градоначальник Одессы – адмирал де Рибас сделал весомый вклад в развитие города и причерноморских земель целом, именно благодаря ему мы можем видеть Одессу такой, какая она сейчас есть. Помимо этого он оставил после себя центральную улицу города – Дерибасовскую и двухэтажный дом на этой улице с чудесным садом, идущим от Соборной площади до Ришельевской.
Новый градоначальник Ришелье удивительно быстро и глубоко вник в проблемы Одессы.Мудрая политика герцога способствовала стремительному развитию торгового дела в Одессе, в течение 11 лет правление Ришелье были исполнены в лучшем виде все пожелания купечества, немалое внимание уделялось и привлечению «полезных иностранцев», особенно ремесленников, были открыты первые учебные заведения в Одессе, немало сил и средств было потрачено на благоустройство и украшение города.
Последователем Ришелье был граф Ланжерон (1815-1822 гг.).Во время правления графа Ланжерона Одесса начала по-настоящему набирать обороты. Манифестом от 16 апреля 1817 года Одессе были дарованы права на свободу торговли, которыми обладали другие порто-франко, по проекту, отосланному к верховному правительству ещё герцогом Ришелье
С 1823 по 1854 Князь Воронцов смог преобразить Одессу и сделать из неё главный центр торговли на юге России, так же ему удалось добиться продления порто-франко ещё на 10 лет.
Следующим градоначальником был генерал-губернатор граф П. Е. Коцебу (1862-1874 гг.). Он уделял много внимания городу и его благоустройству, в этот период были начаты работы по мощению проезжей части города гранитной брусчаткой, все масляные фонари были заменены на более совершенные, газовые, благодаря Коцебу одесситы смогли пользоваться водопроводом, так же была основана железная дорога Одесса-Парканы, начали свою работу такие известные заведения как Новороссийский университет и городская казенная женская Мариинская гимназия и Одесская рисовальная школа.
С 1878 по 1894 г.г. должность городского головы в Одессе занимал Г.Г. Маразли. Маразли продолжил политику своих предшественников,Григорий Григорьевич Маразли сделал многое для Одессы, список его достижений как выдающегося градоначальника действительно поражает, но сам Маразли считал это недостаточным и завещал, чтобы у каждого последующего городского головы список дел на благо родного города был хотя бы на одну строчку длиннее, чем у предшественника…